«Инструментарий
педагогической диагностики»
Меня никогда не пугало
слово диагностика. С нею мы знакомы все по визиту к врачу: он ставит диагноз,
прежде, чем лечить. Диагностику производит и автослесарь, прежде, чем делать
ремонт автомобиля.
Психолого-педагогическая диагностика – это
оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических
особенностей учащегося и социально-психологических характеристик коллектива с целью оптимизации
учебно-воспитательного процесса.
Чтобы воспитать человека во всех отношениях,
необходимо знать его во всех отношениях. Работая с коллективом учащихся, я
уделяю большое внимание подбору диагностическим методикам, которые помогают
в становлении и развитии детского
коллектива. Я должна изучить самого ребенка, его семью, его окружение.
Содержание диагностики я свожу к следующему: демографические данные об ученике
и его семье, данные о здоровье и физическом развитии ребенка, познавательные
способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления),
эмоционально-волевая и потребностно - мотивационная сферы, направленность
личности (интересы, отношения, ценности), наконец, поведение, поступки
учащегося. Кроме того, я изучаю всех учащихся, как группу, коллектив:
межличностные отношения, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей.
Работая с диагностическими методиками, я придерживаюсь следующих правил:
ü Содержание
диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат;
ü Диагностика
должна носить содержательный характер и создавать широкое поле
исследовательской деятельности;
ü Результаты
диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим
отношения к делам класса;
ü Результаты
(любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся класса;
ü По результатам
диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование
воспитательной работы в группе;
ü Необходимость
педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.
Для изучения
коллектива учащихся я использую следующие диагностические методики:
·
Наблюдение;
·
Опросники;
·
Проективные
тесты;
·
Анкеты;
·
Сочинения;
·
Графические
и рисуночные темы.
Наблюдение. Наблюдение
дает возможность изучить каждого учащегося в деятельности без вмешательства в
естественный процесс данной деятельности. Наблюдение использую тогда. Когда
существует конфликтная ситуация или необходимо сформировать мнение о поведении
ученика и совершаемых им поступках.
Опросники. Опросник
дает возможность изучить мотивацию действий, изучить мотивацию действий
учащихся, интересов конкретной группы учащихся или в целом, уровень тревожности
учащихся. Опросник позволяет выявить отношение учащихся к конкретным проблемам
и явлениям.
Проективные
тесты. Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру,
самому себе, значимой деятельности, будущей профессиональной деятельности и
своей социальной роли.
Анкеты. Анкеты
дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на
коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости.
Сочинения.
Сочинения помогают изучить степень развитости кругозора учащихся,
уровня интеллектуального развития учащихся, личностных качеств, отношение к
миру.
Графические
и рисуночные темы. Данные методики позволяют изучить отношение к
коллективу, к педагогам и родителям.
Диагностические методики позволяют мне
решить следующие педагогические задачи:
Ø Изучение личностных качеств учащихся;
Ø Изучение общих и специальных способностей;
Ø Изучение уровня взаимоотношений в коллективе;
Ø Учет индивидуальных особенностей учащихся при
планировании и организации внеклассной работы;
Ø Отбор методов для стимулирования и коррекции норм
отношений и поведения учащихся.
Я считаю, что каждый мастер производственного
обучения, классный руководитель, педагог должен использовать педагогическую
диагностику в своей работе, и только тогда он сможет добиться успешных
результатов.
Составила: Кузнецова Е. М. преподаватель ГБОУ НПО ПУ №83
|